Паспорт доступности

С  2018 года при поддержке Общественной палаты РФ проводится Мониторинг обеспечения условий для реализации возможностей особых детей в субъектах РФ.

На Карте возможностей особого ребенка каждый родитель сможет находить и передавать свои ценные знания и накопленный опыт.

ССЫЛКА на КАРТУ: http://карта возможностей.рф/map

Ссылка на видеоролик о КАРТЕ: https://www/youtube.com/watch?v=HoyNhn-2gQA&feature=share

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
    Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.   Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 5. «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» говорится, что«…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Особенности образовательного процесса
Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.
Варианты образовательного процесса
Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:
1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.
 В МБОУ «СОШ № 8 г. Юрги»для детей-инвалидов учебный процесс осуществляется по двум вариантам:
-в классе со сверстниками в те же самые календарные сроки, по основным образовательным программам, при поддержке педагогов, психолога, логопеда;
-  по учебному плану индивидуального обучения на дому.

Средняя школа № 8 г.Юрги была включена в программу Доступная среда в 2015 году, которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей с особыми образовательными потребностями, обеспечение их право на получение образования  и полноценное участие в жизни школы.
 В рамках этой программы в школе установлен пандус на центральном входе, реконструирована центральная входная группа (требовалось изменение уровня пола, расширение дверных проемов в соответствии с требованиями), оборудован запасный выход (расширен проем, установлен пандус), произведен капитальный ремонт туалета с переносом стены, расширен дверной проем в медицинский кабинет.
На первом этаже школы  был отремонтирован кабинет для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, и оснащен необходимым оборудованием.
Кабинет психологической разгрузки - хорошее профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников. Она создает ощущение безопасности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.
В кабинете психологической разгрузки собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, здесь так же имеется сухой бассейн, развивающие игры для развития тактильных ощущений, познавательных процессов. Имеется персональный компьютер
в комплекте с монитором и клавиатурой с разделяющей клавиши насадкой, парта для детей с ДЦП и детей инвалидов с регулировкой уровня высоты.  Оборудование для развития мелкой моторики, развития фонематических процессов, формирования точных движений органов артикуляции.

ФОТО "Доступная среда в МБОУ "СОШ №8 г. Юрги"

ПОЛОЖЕНИЕ об организации инклюзивного образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении«Средняя общеобразовательная школа № 8 г.Юрги»